Попробуйте новую версию сайта, мы сделали его намного удобнее и лучше. Перейти на новый сайт
english
Кодекс. Законодательство, комментарии, судебная практика
Главная страница Карта сайта Написать письмо
ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ГН,
правовые акты — всего более 17 000 000 документов
8-800-555-90-25

Подписывайтесь на нас:

Бондар Александр Иванович

Заместитель начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу

Стандарты и качество
  • Ростехнадзором названы основные нарушения требований промышленной безопасности на ОПО

    Приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2018 года N 482 утвержден Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 6 месяцев 2018 года.

    В частности, указано, что часто встречающимися нарушениями в организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля (горючих сланцев), являются:

    - нарушение порядка в части организации прохождения инструктажей работников по требованиям промышленной безопасности;

    - несоблюдение требований документации завода - изготовителя технических устройств при их эксплуатации и обслуживании;

    - производство работ неисправными техническими устройствами;

    - несвоевременное проведение мероприятий по борьбе с угольной пылью;

    - несоблюдение требований проектной документации.

    Типовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности на металлургических и коксохимических объектах являются:

    - нарушение режима ведения технологического процесса;

    - неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования;

    - неудовлетворительная организация и проведение работ на опасных производственных объектах.

    К характерным нарушениям требований в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и маркшейдерского обеспечения горных работ следует отнести:

    - несоблюдение требований по технологии ведения работ при реализации технических проектов, планов развития горных работ, иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;

    - несвоевременное переоформление горноотводной документации;

    - нарушение лицензионных требований и условий при производстве маркшейдерских работ;

    - нарушение технических требований и условий по производству маркшейдерских работ;

    - нарушение установленного порядка ведения работ по ликвидации (консервации) объектов недропользования;

    - невыполнение в срок предписаний органов государственного горного надзора.

    Основными причинами аварий и смертельного травматизма на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья явились:

    - нарушение технологического процесса эксплуатации оборудования;

    - неудовлетворительная организация производства работ, отсутствие и несоблюдение графиков проведения технического обслуживания оборудования;

    - отсутствие инструкций по охране труда, технологических карт, плакатов, схем последовательности действий обслуживающего персонала в аварийных ситуациях;

    - допуск к работам персонала, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки;

    - неудовлетворительная организация и отсутствие планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;

    - отсутствие системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае возникновения аварии;

    - нарушение работниками требований должностных инструкций, в том числе инструкции о мерах пожарной безопасности.

  • Минтруд России и Фонд Сколково подписали Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда

    В рамках седьмого Московского международного форума "Открытые инновации" состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в области охраны труда между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Фондом развития центра разработки и коммерциализации новых технологий.

    Подписи под документом поставили первый заместитель Министра Алексей Вовченко и вице-президент Фонда "Сколково" Константин Паршин.

    Сотрудничество между сторонами будет осуществляться по следующим направлениям:

    - поиск, анализ и систематизация перспективных технологий и практик по охране труда;

    - экспертная оценка перспективных технологий и практик по охране труда;

    - предоставление взаимной консультативной помощи в направлениях анализа научно-прикладных исследований в области охраны труда;

    - обмен научно-технической и иной информацией в сфере охраны труда;

    - анализ результатов и эффекта от внедрения новых технологий и практик по охране труда;

    - выявление регуляторных барьеров при внедрении современных технологий и практик по охране труда;

    - формирование и систематизация предложений по устранению регуляторных барьеров при внедрении технологий и практик по охране труда;

    - анализ конфликтующих либо устаревших законодательных и иных нормативных актов в области охраны труда.

    Стороны также договорились об участии в совместных мероприятиях - научно-практических конференциях, пресс-конференциях, выставках, симпозиумах, круглых столах и т.д.


    Источник:     
    официальный сайт Минтруда России     
    http://rosmintrud.ru

  • Круглый стол по вопросам пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей

    17 октября у сотрудников отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Коминтерновскому и Центральному районам г.Воронежа Главного управления МЧС России по Воронежской области с должностными лицами ОАО "РЖД" состоялся круглый стол по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

    С целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожара, во время проведения мероприятия, до присутствующих были доведены самые значимые вопросы, касающиеся пожарной безопасности, а также требования и необходимые меры в части организации и управления эвакуацией при нахождении большого количества людей на объектах с массовым пребыванием людей.

    Для того чтобы не допустить пожаров на данных объектах, сотрудниками чрезвычайного ведомства непрерывно проводятся инструктажи с обслуживающим персоналом и работниками. Кроме того, на каждом объекте проводятся регулярные тренировки по эвакуации людей в случае возникновения пожара. Сотрудники МЧС России заострили особое внимание на умении пользования первичными средствами пожаротушения, системами управления эвакуацией и средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

    С персоналом, работающим на объектах, отрабатывается слаженность действий в случае возникновения пожара и ситуаций, требующих эвакуацию, находящихся в здании людей. Такие мероприятия помогают персоналу объектов не только оперативно реагировать в случае возникновения нештатной ситуации, но и определяют слабые места в вопросах обеспечения безопасности и помогают своевременно устранить выявленные недостатки.

    Также специалистами МЧС было акцентировано внимание на том, что руководители отвечают за пожарную безопасность своего объекта, в том числе за такие профилактические мероприятия, как доведение информации о соблюдении требований пожарной безопасности и проведение эвакуации.

    По окончанию мероприятия спасателями со всеми присутствующими подведены итоги и произведен подробный разбор данной встречи, после показан тематический видеофильм о пожарах на объектах "социальной сферы", а также доведены основные требования пожарной безопасности для персонала при нахождении на объекте с массовым пребыванием людей.


    Источник:     
    http://36.mchs.gov.ru/

  • Минтруд России утвердил ряд профстандартов
  • Подготовлен проект определяющий порядок контроля Рострудом и ГИТ за установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве

    Проектом предполагается утверждение Административного регламента осуществления Рострудом контроля за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Регламентом определяются:

    - порядок осуществления мероприятий по контролю за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

    - сроки и последовательность проведения контрольных мероприятий;

    - порядок взаимодействия с проверяемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

    Контроль за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности планируется осуществлять в форме плановых и внеплановых проверок (при этом плановые проверки не смогут проводиться чаще одного раза в 3 года). Продолжительность проверок не превысит 20 рабочих дней.

    По результатам проверки должностными лицами Роструда и ГИТ будет составляться акт проверки.

  • Правительством РФ планируется продлить срок установления СЗЗ

    Роспотребнадзор разработал проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Проект).

    Проектом планируется внести изменения в постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222, Правила):

    - направить заявление об установлении СЗЗ будет необходимо до 01.01.2022 г. В настоящее время направить заявление необходимо до 15.03.2018 г. (п.2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222);

    - соблюдение режима СЗЗ осуществляется со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства. В настоящее время в течение 2-х лет с момента установления СЗЗ (п.3 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222);

    - к решению об установлении (изменении) СЗЗ прилагаются сведения о границах СЗЗ для Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта СЗЗ санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. В настоящее время прилагаются только сведения о границах СЗЗ для ЕГРН (п.20 Правил).

    Ознакомившись с текстом Проекта, вы сможете:

    - подготовиться к возможным изменениям в части установления СЗЗ;

    - сэкономить время при поиске новой информации;

    - избежать штрафных санкций.

    Обращаем Ваше внимание, что несоблюдение требований, касающихся установления СЗЗ, грозит привлечением к ответственности по ст.6.3 КоАП РФ:

    - на индивидуальных предпринимателей - штраф от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    - на юридических лиц - штраф от 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    С текстом Проекта вы можете ознакомиться на сайте: http://regulation.gov.ru/

  • Разработан проект согласования перечня участков недр местного значения

    Роснедрами разработан проект Приказа "Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней" (далее - Проект Приказа, Проект Порядка подготовки).

    Проектом Приказа планируется отменить действующий Порядок подготовки, утвержденный Приказом Роснедр от 15.06.2012 г. N 687.

    Проектом Приказа также планируется определить конкретные действия для включения участка недр в перечень участков недр местного значения в орган государственной власти субъекта РФ, в отличие от действующего Порядка подготовки.

    Для включения участка недр в перечень недр местного значения в орган государственной власти субъекта РФ представляются (п.6 Проекта Порядка подготовки):

    - заявка (для субъектов предпринимательской деятельности с указанием реквизитов);

    - обращение (для государственных органов);

    - карта-схема участка недр;

    - сведения о местоположении (районе) участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения;

    - согласие пользователя недр (в случае если испрашиваемый участок недр расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование).

    Также в Проекте Приказа содержатся основания для отказа включения участка недр в перечень участков недр местного значения.

    Ознакомившись с Проектом Приказа, вы сможете:

    - избежать ошибок при включении участка в перечень участков недр местного значения с учетом возможных изменений;

    - сэкономить время при поиске новой информации.

    С текстом Проекта Приказа вы можете ознакомиться на сайте: http://regulation.gov.ru/

  • Утверждено положение о государственном природном заповеднике Витимский

    Приказом Минприроды России от 03.09.2018 г. N 404 утверждено Положение о государственном природном заповеднике "Витимский" (далее - Положение).

    Положение содержит:

    - Общую информацию о государственном природном заповеднике "Витимский" (далее - Заповедник) (разд.I Положения);

    - Задачи, для выполнения которых создан Заповедник (разд.II Положения);

    - Режим особой охраны территории Заповедника (разд.III Положения);

    - Государственный надзор в области охраны и использования территории Заповедника (разд.IV Положения).

    В границах Заповедника запрещена деятельность, не соответствующая задачам Заповедника и режиму особой охраны его территории.

    Государственный надзор на территории Заповедника осуществляют (п.20 Положения):

    - Росприроднадзор;

    - инспекторы в области охраны окружающей среды федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Витимский".

    Также Положением утверждены координаты границ Заповедника (Приложение 1 к Положению).

    Лица, осуществляющие деятельность на территории Заповедника, ознакомившись с требованиями Положения, смогут избежать негативных последствий за противозаконные действия на территории Заповедника.

    Граждане, нарушившие режим особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), могут быть привлечены к (разд.X Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"):

    - гражданско-правовой ответственности;

    - уголовной ответственности по ст.262 УК РФ.

    Кроме того, за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ предусмотрен административный штраф до 500000 рублей на юридических лиц (ст.8.39 КоАП РФ).

    Дата вступления в силу - 16.10.2018

  • В РФ разработали индекс цифровизации компаний ТЭК

    Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО публично представил свой новый проект, подготовленный совместно с Центром системных трансформаций экономического факультета МГУ "Индекс цифровизации российских энергокомпаний". Презентация проекта состоялась в рамках московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации". С докладом по этой теме выступила директор Центра энергетики Татьяна Митрова.

    Разработанный индекс - это, по сути, инструмент, позволяющий оценивать актуальный уровень развития цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Процесс цифровизации в энергетике активно идет уже сейчас: за рубежом и в России в повседневную практику работы компаний внедряются решения, которые позволяют повысить эффективность отрасли. Индекс цифровизации от экспертов Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО и исследователей из МГУ дает возможность оценить происходящие изменения и увидеть, в каком направлении движется цифровизация в стране.

    Благодаря рейтингу, компании и все заинтересованные стороны смогут оценить свой уровень развития цифровых технологий и компетенций и сравнить свою практику с лидерами рынка. Анкета для проведения самооценки цифровизации компаний ТЭК подготовлена на основе комплексной методики качественной оценки уровня цифровизации энергокомпаний и включает в себя 4 тематических блока, которые содержат 50 вопросов по цифровизации. Этот документ учитывает как практический опыт экспертов в сфере энергетики, так и результаты международных исследований. Анкета заполняется на основе собственных оценочных суждений и на основе данных из открытых источников информации: новостных лент, годовых и ежеквартальных отчетов, информации с корпоративных сайтов, а на каждый вопрос участник самооценки может дать один вариант ответа из предложенных. После заполнения анкеты система оценивает ответы на базе адаптированной модели распространения инноваций Джеффри А.Мура, относя компанию к одной из категорий: "догоняющий", "последователь", "продвинутый", "цифровой".

    "Данный метод самооценки компаний является открытой и прозрачной методикой, которая дает возможность анализировать уровень развития цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Для самих компаний это означает формирование универсального инструмента, позволяющего проанализировать свои сильные и слабые стороны, оценить уровень внедрения цифровых инноваций в сравнении с лидерами рынка и определить приоритеты цифровизации. Предлагаемый нами индекс поможет определить тенденции и направления развития цифровизации в ТЭК России", - отметила директор Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Татьяна Митрова.


    Источник:     
    https://energy.s-kon.ru/

  • Сохранение глобального лидерства российского ТЭК невозможно без цифровизации

    В рамках форума "Открытые инновации" Аналитический центр организовал круглый стол "Цифровизация энергетики: угрозы или возможности для лидеров отрасли". Модерировал мероприятие руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко.

    "С одной стороны, энергетика в России является системообразующей отраслью, с другой - мы все время сталкиваемся с новыми вызовами и возможностями в этой сфере, - заявил Владислав Онищенко. - Такое впечатление, что скорость изменений в технологическом укладе все время возрастает. Возникают новые типы месторождений, новые способы использования электроэнергии и т.п. В частности, большие данные, которые изначально появились совсем в другой сфере, сильно меняют будущее электроэнергетики, нефтяной и угольной промышленности".

    Надо ли ожидать серьезных изменений в отрасли в связи с принятием программы "Цифровая экономика" и разработкой ведомственного проекта программы по цифровой энергетике, рассказал директор департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин. "Цифровизация и в российской, и в мировой энергетике является синонимом конкурентоспособности, - сказал он. - Во всем мире инвестиции в цифровизацию растут, и по сути мы уже включились в эту технологическую гонку".

    По словам Кулапина, ТЭК России уже давно применяет цифровые технологии. Так, все трудноизвлекаемые запасы нефти и газа добываются с помощью сейсмических 3D-моделей, компания "Газпромнефть" применяет в нефтепереработке технологию цифровых двойников, в угольной промышленности используют цифровые, безлюдные карьеры, что повышает ее безопасность и увеличивает мощности, и т.д. Чиновник полагает, что цифровизация окажет серьезное воздействие на электроэнергетику, перед которой как перед единым комплексом стоят новые задачи - развитие возобновляемой энергетики, распределенной генерации, электромобильного транспорта.

    Кулапин спрогнозировал появление на рынке новых функциональных игроков, изменение ролей участников и всего ландшафта отрасли, что, по его мнению, и станет ее цифровой трансформацией. Чиновник также обозначил важность создания отечественных платформенных решений и реформы контрольно-надзорной деятельности.

    "Сегодня остро стоят вопросы промышленной безопасности и повышения эффективности ТЭК. При этом для нефтегазовой отрасли цифровизация транслирует в основном вызовы технологического характера, для электроэнергетики - стимулирует развитие абсолютно новых технологий, меняя облик рынка, - считает вице-президент фонда "Сколково", исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Олег Дубнов. - Все компании энергетического сектора должны найти в этом новом технологическом укладе свое место".

    "Цифровизация - это изменение среды, эволюция", - сформулировал председатель совета директоров РОТЕК Михаил Лившиц. В этих условиях он прогнозирует в машиностроении снижение квалификации и количества линейного персонала, но в сухом остатке повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли. "За это мы платим снижением информационной и промышленной безопасности, что потребует дополнительных усилий", - считает эксперт.

    "Для нас цифровизация уже давно не модный тренд, а ежедневная большая работа, - рассказал главный советник генерального директора Россетей Константин Михайленко. - Изменения энергетического ландшафта происходят и в России, и в мире, но они носят совершенно разный характер". Михайленко полагает, что если для Европы цифровизация - это производная изменений, то для России это основа, платформа тех преобразований, которые придут уже в ближайшее время и помогут увеличить эффективность бизнес-процессов.

    Директор программы - руководитель проектного офиса "Цифровая трансформация отрасли" Росатома Евгений Осоченко поднял вопрос культуры ценностей и организационных изменений. Он отметил переход госкорпорации к ремонту и обслуживанию по состоянию и к новым сервисным моделям обслуживания объектов атомной энергетики. Доля софта в структуре новых строительных объектов Росатома будет доходить до 40%, пообещал Осоченко.

    Андрей Белевцев, директор дирекции по цифровой трансформации Газпромнефти, рассказал о новых путях доставки, переработки, точках продаж и новых линейках продуктов. Разные типы бизнесов компании создают множество вызовов, но через призму цифровой трансформации они сближаются, и логистика становится проще, считает эксперт. Снижение сроков строительства новых объектов на 50% будет достигнуто уже к середине 20-х годов, когда произойдет цифровая трансформация, выраженная в изменении оргмоделей ведения бизнесов, выразил уверенность Белевцев.

    Представитель компании АВВ (Швейцария) Базми Хусейн рассказал о перспективах разных видов энергетики на основе опыта своей компании - одного из мировых лидеров в области технологий электроэнергетики и автоматизации. "То, что мы не можем измерить, мы не можем контролировать, поэтому необходима выработка критериев, что является автоматизацией, цифровизацией и цифровой трансформацией", - высказала свое мнение директор Центра энергетики Московской школы управления Сколково Татьяна Митрова. Вице-президент по отраслевым решениям Ростелекома Роман Шульгинов рассказал об опыте и предложениях компании для участников энергетического рынка.


    Источник:
    http://ac.gov.ru/

  • Плату за отопление предложено рассчитывать по показаниям ИПУ тепловой энергии независимо от наличия ИПУ у других потребителей в МКД

    В Государственную Думу РФ внесен проект Федерального закона N 567690-7 от 17.10.2018 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Проект).

    Предлагается законодательно закрепить положение о том, что плата за коммунальные услуги в многоквартирных домах (далее - МКД), которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ) и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ), должна рассчитываться с учетом показаний ИПУ.

    Действующим жилищным законодательством предусмотрено, что объем потребленных коммунальных услуг при наличии приборов учета для целей расчета платы за коммунальные услуги определяется по показаниям приборов учета (ч.1. ст.157 Жилищного кодекса РФ).

    Однако в оборудованных ОДПУ МКД, в которых не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОДПУ и площади помещения. Показания ИПУ тепловой энергии при расчете не учитываются (п.п.3-3.2 Приложения N 2, абзац третий п.42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила)).

    Показания ИПУ при расчете размера платы за отопление применяются только в оборудованных ОДПУ МКД, в котором все помещения оборудованы ИПУ (абзац четвертый п.42.1 Правил).

    Ранее данное положение было признано нарушающим права граждан, так как исключает возможность расчета платы за отопление по показаниям ИПУ в МКД, в которых (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.06.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42_1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н.Деминца"):

    - все помещения были оборудованы ИПУ тепловой энергии;

    - сохранность в отдельных помещениях ИПУ не была обеспечена потребителями.

    Таким образом, налицо противоречие норм жилищного законодательства. Полагаем, что Проект направлен на устранение имеющихся несоответствий.

    В случае принятия Проекта исполнителям коммунальной услуги по отоплению при наличии ОДПУ в МКД, необходимо будет рассчитывать плату за отопление по показаниям ИПУ всем потребителям, помещения которых оборудованы ИПУ тепловой энергии. Порядок расчета платы за другие коммунальные услуги останется прежним.

    Напоминаем, что за нарушение управляющей организацией порядка расчета платы за коммунальные услуги предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере (ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ):

    - для должностных лиц - от 50000 до 100000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;

    - для юридических лиц - от 250000 до 300000 рублей.

    С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте официальной правовой информации: http://sozd.parliament.gov.ru.

  • В России высокими темпами развивается альтернативная энергетика

    Уже пять лет в Российской Федерации действует госпрограмма по активизации развития альтернативной энергетики. К созданию уникальных проектов в сфере возобновляемой энергетики подключены ведущие производители оборудования этой отрасли и привлечены средства частных лиц. После реализации проектов страна получит 3350000 киловатт ветроэнергетики и 1760000 киловатт - солнечной.

    К концу действия программы в 2024 году в Российской Федерации должна появиться новейшая отрасль экономики, основанная на высоких технологиях, которая в свою очередь подтолкнет создание дополнительных производств и научные исследования в данном направлении.

    Так, в Ульяновской области с начала 2018 года действует ветропарк промышленных масштабов, в Ульяновском техническом университете создана кафедра ветроэнергетики, а в городе запущено производство лопастей ветроэнергетических установок. В Новочебоксарске налажено производство солнечных панелей, конкурирующих по эффективности с мировыми аналогами. В Подольске благодаря переориентации производства вновь заработал химико-металлургический завод, который теперь в тройке лидеров по производству кремния для солнечных батарей.


    Источник:     
    https://www.eprussia.ru/

  • Утвержден новый межгосударственный стандарт для специалистов в области энергетики

    ГОСТ ISO 8528-5-2017 "Электроагрегаты генераторные переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 5. Электроагрегаты"утвержден приказом Росстандарта от 9 октября 2018 года N 736-ст.

    Стандарт распространяется на электроагрегаты переменного тока с приводом от двигателя внутреннего сгорания, предназначенные для применения на суше и на море. Стандарт устанавливает общие требования и методы испытаний электроагрегатов. Стандарт не распространяется на электроагрегаты, применяемые на самолетах, наземных автотранспортных средствах и локомотивах. При предъявлении дополнительных требований к электроагрегатам, например, используемым для энергообеспечения больниц, высотных зданий и других объектов, положения настоящего стандарта являются приоритетными. Отдельные положения стандарта могут быть использованы для электроагрегатов с другими типами первичных двигателей, например паровыми двигателями и газовыми двигателями, работающими на биогазе.

    ГОСТ ISO 8528-5-2017  вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2019 года.

  • Подготовлен проект о внесении изменений в Закон об информационных технологиях и Закон об электронной подписи

    Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "Об электронной подписи" устанавливается определение инфраструктуры облачных вычислений как обособленной и территориально распределенной по территории РФ совокупности технических средств, программ для ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих сбалансированную работу при создании, обработке хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе.

    Законопроектом предусмотрено, что органы государственной власти, госучреждения, госкомпании или хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования, должны обеспечивать функционирование используемых информационных систем в электронной форме с использованием единой инфраструктуры электронного правительства.

    Также законопроектом предлагается внести изменения в Закон "Об электронной подписи" в целях установления единых требований к электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

  • Минтруд России утвердил ряд профстандартов
  • В дорожной отрасли появится цифровой реестр новых и наилучших технологий

    Участники специализированной выставки "Дорога 2018" обсудили перспективы цифровизации дорожной отрасли, развития интеллектуальных транспортных систем и создания транспортной инфраструктуры будущего. Этой теме был посвящен круглый стол. Модератором мероприятия выступил заместитель председателя правления по проектированию и инновационным технологиям Государственной компании "Автодор" Игорь Зубарев.

    Начиная обсуждение темы "Заряд инноваций: цифровизация, ИТС", начальник отдела автомобильных дорог Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Олег Ступников подчеркнул роль транспортной инфраструктуры и ее составляющей - автомобильных дорог в развитии экономики регионов и страны в целом. Внедрение инновационных технологий является одной из приоритетных задач дорожной деятельности Министерства транспорта РФ и Росавтодора. Олег Ступников остановился на работе по созданию реестра новых и наилучших технологий, материалов и решений в отрасли, который предусмотрен национальным проектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги".

    "Реестр - это база данных, включающая в себя полный перечень информации, необходимой для включения в проектно-сметную документацию конкретных конструкций, технологий, материалов, в том числе краткое техническое описание, спецификацию, чертежи, сметные нормы, - отметил Олег Ступников. - Он будет являться одним из элементов информационного моделирования для обеспечения интегрирования уже готовых решений".

    Планируется, что его формированием займется ФАУ "РОСДОРНИИ" при участии специалистов Росавтодора и ГК "Автодор".

    Участники мероприятия рассмотрели также вопросы стандартизации технологий информационного моделирования, создания ведомственной опорной геодезической сети как основы цифровой дороги, опыт использования BIM-технологий и специализированного программного обеспечения в проектах дорожной инфраструктуры.

    Заместитель генерального директора ФАУ "РОСДОРНИИ" Станислав Мамулат в своем докладе отметил основные тенденции развития интеллектуальных транспортных систем. Компании, работающие в данной сфере: ООО "Курсус", ООО "Городские Технологии", АО "СМАРТС", ООО "С-Инфо", представили свой вклад в формирование дорожной инфраструктуры будущего, в том числе опыт создания "умных дорог" в Белгородской области, где внедрили автоматическую систему весогабаритного контроля.

    Особое внимание было уделено перспективам развития автоматизированных систем управления дорожным движением как платформы внедрения интеллектуальных сервисов, которые включают оценку транспортного потока, средней его скорости, состояния дорожного полотна, систему умного освещения (интегрировать, чтобы дорога становилась цифровой), модуль "управление парковочными зонами - парковочные сервисы".

    По мнению участников выставки, развитие ИТС является важнейшим фактором снижения числа аварий на дорогах и важным этапом для создания цифровой экономики страны.


    Источник:     
    http://rosavtodor.ru/

  • В РФ разработали индекс цифровизации компаний ТЭК

    Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО публично представил свой новый проект, подготовленный совместно с Центром системных трансформаций экономического факультета МГУ "Индекс цифровизации российских энергокомпаний". Презентация проекта состоялась в рамках московского международного форума инновационного развития "Открытые инновации". С докладом по этой теме выступила директор Центра энергетики Татьяна Митрова.

    Разработанный индекс - это, по сути, инструмент, позволяющий оценивать актуальный уровень развития цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Процесс цифровизации в энергетике активно идет уже сейчас: за рубежом и в России в повседневную практику работы компаний внедряются решения, которые позволяют повысить эффективность отрасли. Индекс цифровизации от экспертов Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО и исследователей из МГУ дает возможность оценить происходящие изменения и увидеть, в каком направлении движется цифровизация в стране.

    Благодаря рейтингу, компании и все заинтересованные стороны смогут оценить свой уровень развития цифровых технологий и компетенций и сравнить свою практику с лидерами рынка. Анкета для проведения самооценки цифровизации компаний ТЭК подготовлена на основе комплексной методики качественной оценки уровня цифровизации энергокомпаний и включает в себя 4 тематических блока, которые содержат 50 вопросов по цифровизации. Этот документ учитывает как практический опыт экспертов в сфере энергетики, так и результаты международных исследований. Анкета заполняется на основе собственных оценочных суждений и на основе данных из открытых источников информации: новостных лент, годовых и ежеквартальных отчетов, информации с корпоративных сайтов, а на каждый вопрос участник самооценки может дать один вариант ответа из предложенных. После заполнения анкеты система оценивает ответы на базе адаптированной модели распространения инноваций Джеффри А.Мура, относя компанию к одной из категорий: "догоняющий", "последователь", "продвинутый", "цифровой".

    "Данный метод самооценки компаний является открытой и прозрачной методикой, которая дает возможность анализировать уровень развития цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях. Для самих компаний это означает формирование универсального инструмента, позволяющего проанализировать свои сильные и слабые стороны, оценить уровень внедрения цифровых инноваций в сравнении с лидерами рынка и определить приоритеты цифровизации. Предлагаемый нами индекс поможет определить тенденции и направления развития цифровизации в ТЭК России", - отметила директор Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Татьяна Митрова.


    Источник:     
    https://energy.s-kon.ru/

  • На форуме Открытые инновации официально представлена нацпрограмма Цифровая экономика

    На панельной дискуссии "Формирование будущего лидера цифровой экономики" форума "Открытые инновации" был официально представлен проект национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

    Открывая дискуссию, заместитель председателя Правительства Российской Федерации выделил два блока стратегических задач развития цифровой экономики.

    Первый блок - архитектурный. "Прежде всего, это общенациональная архитектура данных. Общенациональная структура данных должна быть создана и отвечать потребностям как бизнеса, так и государства. Должны быть приведены в порядок и быть ответственными базовые реестры. Эту работу мы должны проделать за ближайшие 2 года в рамках реализации национальной программы", - сообщил Акимов. Второй блок задач связан с цифровой идентичностью. "Это полноценное цифровое резидентство организации, вещи, личности в мире, управление разрешениями, цифровым профилем человека, единая среда доверия", - пояснил вице-премьер.

    Подробнее о целях и задачах, над которыми предстоит работать в рамках национальной программы "Цифровая экономика", рассказал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

    "Наша стратегическая задача - совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления на основе использования цифровых технологий, чтобы выйти в глобальные лидеры развития", - подчеркнул Носков.

    К ключевым целям и показателям нацпрограммы на 2024 год он отнес увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП страны) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 годом; использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями; создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоcкоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.

    Глава Минкомсвязи России напомнил, что реализация нацпрограммы идет не по пяти, а по шести направлениям и "расходы на реализацию мероприятий всех направлений национальной программы до 2024 года составят 1,08 трлн рублей". Носков уточнил, что 1,59 млрд рублей пойдут на реализацию направления "Нормативное регулирование цифровой среды", 413,39 млрд рублей - на направление "Информационная инфраструктура", 138,65 млрд рублей на направление "Кадры для цифровой экономики", 17,99 млрд рублей на направление "Информационная безопасность", 282,05 млрд рублей на направление "Цифровые технологии", а также 226,34 млрд рублей на "Цифровое государственное управление".

    О вызовах для цифровой экономики в мире и нашей стране рассказал председатель ПАО "Сбербанк". "Если посмотреть на наше цифровое место в мире, мы находимся в группе последователей. Таким образом, реализация нацпрограммы направлена сегодня на то, что бы догнать лидеров", - считает Греф.

    По его словам, весь цифровой мир делится на две части: тех, кто "рожден цифровыми", и тех, кто пытается стать цифровыми. "Доля компаний, рожденных цифровыми, в России низкая - менее 3%. Необходимо сфокусироваться на трансформации традиционного рынка", - добавил Греф.

    Напомним, что программа "Цифровая экономика Российской Федерации" была утверждена распоряжением правительства 28 июля 2017 г. и реализуется уже больше года. В мае Указом "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Президент Российской Федерации поставил цели и задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, в связи с чем Минкомсвязь России совместно с заинтересованными ФОИВами и организациями разработали нацпрограмму "Цифровая экономика Российской Федерации". В сентябре 2018 года обновленный проект нацпрограммы был представлен в Правительство Российской Федерации, а в октябре - одобрен на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам.


    Источник:     
    http://ac.gov.ru/

  • Сохранение глобального лидерства российского ТЭК невозможно без цифровизации

    В рамках форума "Открытые инновации" Аналитический центр организовал круглый стол "Цифровизация энергетики: угрозы или возможности для лидеров отрасли". Модерировал мероприятие руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко.

    "С одной стороны, энергетика в России является системообразующей отраслью, с другой - мы все время сталкиваемся с новыми вызовами и возможностями в этой сфере, - заявил Владислав Онищенко. - Такое впечатление, что скорость изменений в технологическом укладе все время возрастает. Возникают новые типы месторождений, новые способы использования электроэнергии и т.п. В частности, большие данные, которые изначально появились совсем в другой сфере, сильно меняют будущее электроэнергетики, нефтяной и угольной промышленности".

    Надо ли ожидать серьезных изменений в отрасли в связи с принятием программы "Цифровая экономика" и разработкой ведомственного проекта программы по цифровой энергетике, рассказал директор департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин. "Цифровизация и в российской, и в мировой энергетике является синонимом конкурентоспособности, - сказал он. - Во всем мире инвестиции в цифровизацию растут, и по сути мы уже включились в эту технологическую гонку".

    По словам Кулапина, ТЭК России уже давно применяет цифровые технологии. Так, все трудноизвлекаемые запасы нефти и газа добываются с помощью сейсмических 3D-моделей, компания "Газпромнефть" применяет в нефтепереработке технологию цифровых двойников, в угольной промышленности используют цифровые, безлюдные карьеры, что повышает ее безопасность и увеличивает мощности, и т.д. Чиновник полагает, что цифровизация окажет серьезное воздействие на электроэнергетику, перед которой как перед единым комплексом стоят новые задачи - развитие возобновляемой энергетики, распределенной генерации, электромобильного транспорта.

    Кулапин спрогнозировал появление на рынке новых функциональных игроков, изменение ролей участников и всего ландшафта отрасли, что, по его мнению, и станет ее цифровой трансформацией. Чиновник также обозначил важность создания отечественных платформенных решений и реформы контрольно-надзорной деятельности.

    "Сегодня остро стоят вопросы промышленной безопасности и повышения эффективности ТЭК. При этом для нефтегазовой отрасли цифровизация транслирует в основном вызовы технологического характера, для электроэнергетики - стимулирует развитие абсолютно новых технологий, меняя облик рынка, - считает вице-президент фонда "Сколково", исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Олег Дубнов. - Все компании энергетического сектора должны найти в этом новом технологическом укладе свое место".

    "Цифровизация - это изменение среды, эволюция", - сформулировал председатель совета директоров РОТЕК Михаил Лившиц. В этих условиях он прогнозирует в машиностроении снижение квалификации и количества линейного персонала, но в сухом остатке повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли. "За это мы платим снижением информационной и промышленной безопасности, что потребует дополнительных усилий", - считает эксперт.

    "Для нас цифровизация уже давно не модный тренд, а ежедневная большая работа, - рассказал главный советник генерального директора Россетей Константин Михайленко. - Изменения энергетического ландшафта происходят и в России, и в мире, но они носят совершенно разный характер". Михайленко полагает, что если для Европы цифровизация - это производная изменений, то для России это основа, платформа тех преобразований, которые придут уже в ближайшее время и помогут увеличить эффективность бизнес-процессов.

    Директор программы - руководитель проектного офиса "Цифровая трансформация отрасли" Росатома Евгений Осоченко поднял вопрос культуры ценностей и организационных изменений. Он отметил переход госкорпорации к ремонту и обслуживанию по состоянию и к новым сервисным моделям обслуживания объектов атомной энергетики. Доля софта в структуре новых строительных объектов Росатома будет доходить до 40%, пообещал Осоченко.

    Андрей Белевцев, директор дирекции по цифровой трансформации Газпромнефти, рассказал о новых путях доставки, переработки, точках продаж и новых линейках продуктов. Разные типы бизнесов компании создают множество вызовов, но через призму цифровой трансформации они сближаются, и логистика становится проще, считает эксперт. Снижение сроков строительства новых объектов на 50% будет достигнуто уже к середине 20-х годов, когда произойдет цифровая трансформация, выраженная в изменении оргмоделей ведения бизнесов, выразил уверенность Белевцев.

    Представитель компании АВВ (Швейцария) Базми Хусейн рассказал о перспективах разных видов энергетики на основе опыта своей компании - одного из мировых лидеров в области технологий электроэнергетики и автоматизации. "То, что мы не можем измерить, мы не можем контролировать, поэтому необходима выработка критериев, что является автоматизацией, цифровизацией и цифровой трансформацией", - высказала свое мнение директор Центра энергетики Московской школы управления Сколково Татьяна Митрова. Вице-президент по отраслевым решениям Ростелекома Роман Шульгинов рассказал об опыте и предложениях компании для участников энергетического рынка.


    Источник:
    http://ac.gov.ru/

  • АНО Цифровая экономика разработан подход к формированию дорожной карты развития искусственного интеллекта в России

    Об этом на форуме "Открытые инновации" 17 октября 2018 года сообщил директор по направлению "Формирование исследовательских компетенций и научно-технологических заделов" ("Цифровые технологии") Сергей Наквасин.

    Дорожная карта по развитию искусственного интеллекта является одной из ключевых вех федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика РФ". Срок выполнения данного направления программы - июнь 2019 года.

    Бюджетное финансирование мероприятий ФП "Цифровые технологии" на 2019-2021 гг. предусматривает поддержку проектов исследований и разработок по направлениям развития сквозных технологий в соответствии с приоритетами дорожной карты - на базе лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ) и стартапов (более 20 млрд руб), поддержку компаний лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе сквозных технологий (более 10 млрд руб), предоставление субсидий проектам по масштабированию технологических решений высокой степени готовности (почти 20 млрд руб). Соответственно, отбор проектов для поддержки будет осуществляться на основании критериев дорожной карты.

    Представленный АНО "Цифровая экономика" подход к разработке дорожной карты предусматривает создание открытого списка проектов, включающего определение барьеров в развитии сквозных технологий в области цифровой экономики, и мер по их устранению, прогнозирование спроса на AI-решения в секторах экономики, определит дизайн комплекса опережающих исследований и разработок по сквозным технологиям, опишет требования к программам деятельности ЛИЦ по направлениям развития сквозных цифровых технологий. Предполагается, что дорожная карта синхронизирует деятельность институтов развития, НИИ, исследовательских и корпоративных программ вузов и R&D центров.

    В группу по разработке пилотной концепции дорожной карты войдут представители Института системного программирования РАН, Фонд перспективных исследований, Центра речевых технологий, МФТИ, ИТМО, РВК, ГК "Росатом", МТС и других организаций.

    В рамках сессии "Квантовый скачок" на "Открытых инновациях" прошел первый этап обсуждения подхода к созданию дорожной карты. Планируется, что концепция документа будет разработана к ноябрю 2018 года.


    По материалам:     
    https://www.comnews.ru

  • Подготовлен проект о внесении изменений в Закон об информационных технологиях и Закон об электронной подписи

    Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "Об электронной подписи" устанавливается определение инфраструктуры облачных вычислений как обособленной и территориально распределенной по территории РФ совокупности технических средств, программ для ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих сбалансированную работу при создании, обработке хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе.

    Законопроектом предусмотрено, что органы государственной власти, госучреждения, госкомпании или хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования, должны обеспечивать функционирование используемых информационных систем в электронной форме с использованием единой инфраструктуры электронного правительства.

    Также законопроектом предлагается внести изменения в Закон "Об электронной подписи" в целях установления единых требований к электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.


Архив новостей