english
Кодекс. Законодательство, комментарии, судебная практика
Главная страница Карта сайта Написать письмо
ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ГН,
правовые акты — всего более 17 000 000 документов
8-800-555-90-25

Зубихин Антон Владимирович

Заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

Подписывайтесь на нас:

Стандарты и качество

Концепция проекта Федерального Закона «ОБ ОБЩЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ О БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ, СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И БЕЗОПАСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЛЕГАЮЩИХ К НИМ ТЕРРИТОРИЙ»


Разработчик: Московский государственный строительный университет
Соисполнители: ЗАО «САНИ-Консультант» (г. Москва)

Разрабатываемый общий технический регламент является одним из самых сложных в области эксплуатации объектов недвижимости. Общее количество действующих нормативных документов, которые необходимо учесть при разработке данного регламента, превышает несколько тысяч (включая национальные стандарты и документы различных отраслей). В них содержатся требования и нормы безопасного состояния объектов капитального строительства, требования и нормы безопасной эксплуатации технического и технологического оборудования, применяемого в объектах капитального строительства, а также правила эксплуатационной деятельности по поддержанию объектов и оборудования в безопасном состоянии. Количество эксплуатируемых объектов капитального строительства в РФ исчисляется десятками миллионов. Количество объектов технического и технологического оборудования зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий исчисляется миллиардами единиц оборудования.

В сферу действия разрабатываемого технического регламента попадают любые типы эксплуатируемых строительных объектов, предназначенные для любых типов деятельности на объекте, кроме опасных производственных объектов, которые регулируются Федеральным законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также гидротехнические сооружения, регулируемые законодательством в области безопасности гидротехнических сооружений.

В сферу действия разрабатываемого технического регламента попадают любые виды эксплуатационной деятельности, кроме деятельности в период чрезвычайных ситуаций, в том числе во время пожаров, наводнений и во время других чрезвычайных ситуаций, которые регулируются Федеральными законами о чрезвычайных ситуациях.

В сферу действия разрабатываемого технического регламента попадают любые виды технического и технологического оборудования зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Данный общий технический регламент разрабатывается в соответствии с законодательством о техническом регулировании и предназначается для обеспечения общих минимальных требований безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, при соблюдении условия недопустимости установления технических барьеров в торговле и недопустимости недобросовестной конкуренции всеми участниками любых рыночных отношений, связанных с объектом на стадии его эксплуатации.

Данный общий технический регламент не предназначается для регламентирования эксплуатационной деятельности и специальных требований безопасной эксплуатации к особо эксплуатируемым объектам капитального строительства, например гидротехническим объектам, взрывоопасным объектам химических производств и другим объектам капитального строительства повышенной опасности, для которых существует соответствующее законодательство, и разрабатываются специальные технические регламенты.

Данный общий технический регламент разрабатывается только для применения на стадии эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Данный общий технический регламент не распространяется на стадии: - изысканий, - архитектурно-строительного проектирования, и - строительства объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию, а также не распространяется на стадии: - капитального ремонта, - расширения, - реконструкции, - технического перевооружения, - консервации, - ликвидации, и - утилизации объекта капитального строительства.

Данный общий технический регламент не предназначается для регламентирования требований безопасной градостроительной деятельности, безопасного территориального планирования, устойчивого развития территорий городов и поселений.

Объектами технического регулирования отношений при осуществлении эксплуатации объектов капитального строительства являются:

· эксплуатационная деятельность по поддержанию работоспособного и безопасного состояния зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;

· эксплуатационная деятельность по поддержанию работоспособного и безопасного состояния технического и технологического оборудования зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Предметами проверки соответствия при осуществлении технического регулирования являются:

· состояние эксплуатируемых объектов капитального строительства требованиям безопасности настоящего регламента;

· состояние эксплуатационного технического и технологического оборудования зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий требованиям безопасности настоящего регламента.

Субъектами отношений при осуществлении эксплуатации объектов капитального строительства являются:

· исполнители (физические и/или юридические лица), осуществляющие эксплуатацию объектов капитального строительства;

· заказчики (физические и/или юридические лица) эксплуатационной деятельности по поддержанию работоспособного и безопасного состояния эксплуатируемых объектов капитального строительства; а также по поддержанию работоспособного и безопасного состояния технического и технологического оборудования объектов капитального строительства; а также по недопущение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на эксплуатируемых объектах капитального строительства и прилегающих к ним территорий;

· органы государственного контроля (надзора) за эксплуатационной деятельностью лиц, осуществляющих эксплуатацию объектов капитального строительства;

· аккредитованные самоуправляемые организации (органы по сертификации, испытательные лаборатории) по подтверждению соответствия состояния эксплуатируемых объектов капитального строительства требованиям настоящего регламента, а также по подтверждению соответствия состояния эксплуатируемого технического и технологического оборудования этих объектов требованиям безопасной эксплуатации.

Целью разработки Федерального Закона «Об общем техническом регламенте «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» - является защита жизни и здоровья людей, в том числе инвалидов, малолетних и престарелых и других групп населения, нуждающихся в специальной защите, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Задачами разработки Федерального Закона «Об общем техническом регламенте «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» - являются:

1. разработка общего технического регламента - основообразующего законодательного акта в структуре правовых и нормативных документов в сфере безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий (далее объектов), создающего базовую основу для всех общих и специальных технических регламентов в указанной сфере;

2. установление общих минимальных требований безопасной эксплуатации для любых типов объектов капитального строительства и для любых типов эксплуатационной деятельности на объекте капитального строительства, а также общих минимальных требований безопасной эксплуатационной деятельности по поддержанию объектов капитального строительства в безопасном состоянии с учетом сейсмических и климатических особенностей эксплуатации;

3. установление правил и порядка подтверждения соответствия эксплуатируемых объектов капитального строительства общим минимальным требованиям безопасной эксплуатации, а также установление правил и порядка подтверждения соответствия любых типов технического и технологического оборудования, установленного на эксплуатируемых объектах капитального строительства общим минимальным требованиям их безопасной эксплуатации;

4. установление ответственности, в том числе ответственности физических лиц, за невыполнение правил и нарушение порядка подтверждения соответствия эксплуатируемых объектов капитального строительства, а также за ненадлежащее выполнение требований безопасного состояния эксплуатируемых объектов капитального строительства и технического и технологического оборудования, установленного на эксплуатируемых объектах капитального строительства;

5. установление правил и порядка документирования, связанного с информацией о состоянии эксплуатируемых объектов капитального строительства и информатизацией процессов эксплуатации объектов капитального строительства (техническая инвентаризация, градостроительный кадастр, паспортизация объектов, сопутствующая документация);

6. разграничение со смежными законодательными актами и нормами технического законодательства по признакам принадлежности к сфере регламентирования требований безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий;

7. детализация переходного периода при вступлении в силу Федерального Закона «Об общем техническом регламенте «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий».

Разрабатываемый общий технический регламент должен обеспечить:

· обобщение норм, установленных в настоящее время более чем в трехстах нормативных документах различного уровня, касающихся безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

· учет интересов и ответственности всех субъектов отношений в процессах безопасной эксплуатации объектов капитального строительства (собственников, эксплуатационников, товариществ собственников жилья, жильцов, персонала предприятий, подрядных организаций, надзорных органов и т.д.);

· оптимальный баланс между минимальным и достаточным уровнем безопасной эксплуатации объектов капитального строительства и уровнем ответственности лиц и государства за техническое состояние этих объектов;

· установление объектов регулирования, которыми в настоящем техническом регламенте являются отношения, возникающие в результате осуществления видов деятельности по эксплуатации объектов, ненадлежащее осуществление которых вызывает или может вызвать аварии и их негативные последствия;

· установление видов эксплуатационной деятельности, в процессах которых могут быть оказаны негативные воздействия на эксплуатируемые объекты капитального строительства, влекущие к ущербу (вреду);

· установление участников процессов эксплуатации объектов капитального строительства, а также эксплуатационного технического и технологического оборудования зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий: - заказчик эксплуатационной деятельности, исполнитель услуг эксплуатационной деятельности, контролирующие (надзирающие) государственные органы, аккредитованные участники оценки соответствия (Органы по сертификации и Испытательные лаборатории);

· установление обязанностей и ответственности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов (собственников объектов) и субъектов эксплуатационной деятельности (эксплуатационников), аккредитованных участников оценки соответствия (Органов по сертификации и Испытательных лабораторий) по обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

· установление форм и методов соблюдения разрешенных уровней допустимого риска, оснащения техническими средствами контроля, необходимой квалификации работников, а также ответственности за действия (бездействие);

· установление форм и методов систематического контроля комплексного воздействия на эксплуатируемый объект, в котором проверяются воздействия по следующим показателям безопасности: излучения; биологическая; взрывобезопасность; механическая; пожарная; промышленная; термическая; химическая; электрическая; ядерная и радиационная; электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; обеспечение единства измерений;

· установление требований безопасной эксплуатации зданий (строений и сооружений) и прилегающих к ним территорий, включая:

- требования к безопасной эксплуатации инженерных систем зданий, строений и сооружений;

- требования безопасных для здоровья человека условий проживания, труда, быта и отдыха;

- требования безопасности движения и перемещения людей, доступности среды для маломобильных групп населения и защиты помещений и зданий от несанкционированных вторжений;

- требования безопасной эксплуатации объектов капитального строительства при реконструкции, техническом перевооружении, модернизации, реставрации и текущем ремонте зданий (строений и сооружений);

- требования необходимой информации по вопросам безопасной эксплуатации зданий (строений и сооружений) и прилегающих к ним территорий в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение ее приобретателей;

· установление форм и методов государственного надзора за состоянием эксплуатируемых объектов капитального строительства, а также за состоянием эксплуатационного технического и технологического оборудования зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;

· соблюдение требований смежных законодательных актов, устанавливающих требования чрезвычайных ситуаций, единства измерений, правила и порядок документирования, связанного с информацией о состоянии эксплуатируемых объектов капитального строительства и информатизацией процессов эксплуатации объектов капитального строительства (техническая инвентаризация, градостроительный кадастр, паспортизация объектов, сопутствующая документация) и другие требования действующего законодательства;

· переходный период вступления в силу Федерального Закона «Об общем техническом регламенте «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий».

Механизмы обеспечения безопасной эксплуатации объектов капитального строительства (правовой, организационный, экономический)

Правовой основой технического регулирования в области безопасной эксплуатации зданий (строений, сооружений) и безопасного использования прилегающих к ним территорий, является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании».

Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего технического регламента (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации зданий (строений, сооружений) и безопасного использования прилегающих к ним территорий), должны применяться в части, не противоречащей разрабатываемому общему техническому регламенту.

Разрабатываемый общий технический регламент будет иметь статус Федерального закона и должен соответствовать нормам Гражданского, Градостроительного и Жилищного кодексов и других смежных федеральных законов, либо вносить в них обоснованные поправки.

Регламентация отношений на этапе эксплуатации объектов, как этапе участия потребителя на жизненном цикле объектов в строительстве, обоснованно выделена в отдельный общий технический регламент, который по названию и сути строго соответствует Федеральному закону "О техническом регулировании" ст. 8 п. 4.

По предварительной оценке, общее количество документов РФ, требования которых сопряжены с данным техническим регламентом, которые необходимо учесть, значительно превышает 300 единиц.

Требования международных стандартов должны быть гармонизированы с учетом специфики климатических особенностей и условиями переходного периода хозяйствования в России, стремящейся стать членом ВТО.

Система нормативных документов, поддерживающих данный технический регламент

Положения данного технического регламента могут конкретизироваться в специальных Постановлениях Правительства. Перечень специальных Постановлений Правительства целесообразно определять в процессе составления и согласования данного технического регламента.

В связи с тем, что перечень разрабатываемых технических регламентов официально не утвержден, предлагается вариант примерной номенклатуры специальных Постановлений Правительства в сфере безопасной эксплуатации объектов капитального строительства (см. Приложение 2 и Приложение 3). Эти перечни потребуется неоднократно перерабатывать с учетом принятых к исполнению технических регламентов и специальных Постановлений Правительства, касающихся данной сферы.

Параллельно с разработкой специальных Постановлений Правительства в сфере безопасной эксплуатации объектов капитального строительства (Приложение 2) в некоторых случаях будет целесообразна разработка ряда специальных Постановлений Правительства по методам контроля и исполнения требований технических регламентов в строительстве (Приложение 3).

Требования к безопасной эксплуатации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также объектов транспортной инфраструктуры - железных, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, ЛЭП, линий связи, в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей и т.д., целесообразно установить в отдельных специальных технических регламентах.

Окончательная система нормативных документов строительства, включающая номенклатуру специальных Постановлений Правительства в сфере безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, а также общих и специальных технических регламентов в области строительства, а также национальных стандартов, обеспечивающих выполнение требований технических регламентов, - может быть сформирована в процессе работы над всей системой нормативных документов в строительстве.


Механизмы обеспечения безопасной эксплуатации объектов капитального строительства

Согласно информации с официального сайта Европейского Союза Новый и Глобальный подходы основываются на:

1. Резолюции Совета от 07. 05. 1985 г.

2. Резолюции Совета от 21. 12. 1989 г.

3. Решении Совета 93/465/ЕЕС

При разработке общего технического регламента целесообразно использовать идеологию "Нового подхода", действующего в Евросоюзе с учетом следующих принципов:

· максимально возможный охват объектов регулирования и относящихся к ним рисков в одном законодательном акте;

· установление единых важнейших общих требований к объектам регулирования, инвариантных к широкой группе объектов и устойчивых во времени;

· ограничение государственного вмешательства в вопросы технического регулирования и контроля эксплуатации объектов минимальными требованиями (безопасность, достоверное информирование пользователей и приобретателей).

Принципы безопасной эксплуатации объектов следующие:

· обязательность оценки состояния объекта и риска аварии при принятии решения о начале осуществления любой эксплуатации объекта и эксплуатационной деятельности по поддержанию объекта в безопасном состоянии, включая нулевой вариант, т.е. вариант отказа от эксплуатации объекта и/или эксплуатационной деятельности на объекте;

· допустимость риска аварии, исходя из общих минимальных требований безопасности, установленных настоящим и другими техническими регламентами;

· обеспечение снижения риска аварии, который можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономической целесообразности их внедрения, рационального использования ресурсов, а также с учетом мировых стандартов и норм;

· приоритет сохранения жизни, здоровья людей, животных, растений.

Упреждение опасных (аварийных) ситуаций должно быть достигнуто за счет специальных организационных систем безопасной эксплуатации объектов с использованием средств и методов обеспечения безопасной эксплуатации объектов, например:

1. применение безопасных технологий, оборудования, строительных материалов, изделий и конструкций;

2. защита в необходимых случаях граждан, обслуживающего персонала и окружающей среды с помощью соответствующих средств защиты;

3. применение надежных метрологических средств и методов противоаварийной защиты объектов (в необходимых случаях), выполнения измерений с помощью соответствующих средств измерений, лабораторного и испытательного оборудования;

4. предъявление квалификационных требований к лицам, ответственным за эксплуатацию зданий;

5. установление предельных значений характеристик безопасности эксплуатируемых объектов и их конструктивных элементов с учетом приемлемого уровня риска;

6. обеспечение профессиональной безопасности на рабочих местах при выполнении ремонтных работ;

7. применение совокупности необходимых способов защиты (охраны) эксплуатируемых объектов от негативного воздействия;

8. применение установленного эксплуатационной документацией режима работы технологического и инженерного оборудования;

9. использование исходных сырья, материалов, не оказывающих негативного воздействия на эксплуатируемый объект;

10. обеспечение на эксплуатируемом объекте условий хранения, перевозки опасных сырья, материалов, отходов производства и потребления, исключающих загрязнение прилегающей к нему территории;

11. замена технологических процессов и операций, связанных с негативным воздействием на эксплуатируемый объект, процессами и операциями, при применении которых это воздействие минимально;

12. применение способов обеспечения безопасности с учетом наилучших доступных технологий;

13. применение регулярно проверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, обработки и передачи информации;

14. использование установленных методов и средств контроля измеряемых параметров негативного воздействия на эксплуатируемый объект;

15. применение системы безопасной эксплуатации;

16. применение комплекса мероприятий по повышению технико-экономического и организационного уровня на основе внедрения передовой техники и технологии;

17. и другие средства и методы обеспечения безопасности.

Терминология, приведенная в приложении (см. Приложение 3), требует уточнения и увязки с уже действующими Федеральными законами.

Предлагаемая структура проекта Федерального Закона «Об общем техническом регламенте "О безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий" - приведена ниже.

Разработчик проекта:
профессор МГСУ
Слесарев М.Ю.