english
Кодекс. Законодательство, комментарии, судебная практика
Главная страница Карта сайта Написать письмо
ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ГН,
правовые акты — всего более 17 000 000 документов
8-800-555-90-25
english

Москва обеспокоена позицией Минска в отношении техрегламента по безопасности продуктов

Предприниматели РФ обеспокоены критической позицией Белоруссии в отношении техрегламента по безопасности пищевой продукции. Об этом журналистам сообщил исполнительный директор ассоциации "Русбренд" Алексей Поповичев по итогам заседания в РСПП. Он отметил, что ассоциация, а также РСПП, ОПОРА России и "Деловая Россия" намерены обратиться в правительство РФ с просьбой обосновать белорусской стороне необходимость признания российской версии техрегламента, который содержит гармонизированные с европейскими нормы, снимает излишние административные барьеры, но при этом оставляет значительный уровень защиты рынка.

Позиция Белоруссии предполагает жесткое, и, по оценке российских деловых организаций, более бюрократизированное регулирование пищевого рынка. Перечень претензий белорусской стороны в документу пока оформляется. Между тем, есть обеспокоенность, что на уровне обсуждения техрегламента в комиссии Таможенного союза (ТС, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан) могут возникнуть категорические противоречия между Россией и Белоруссией, которая использует жесткое регулирование в этой сфере уже несколько лет. Предварительно позиция Белоруссии, как пояснили представители Минэкономразвития РФ, была высказана в рамках обсуждения на площадке ЕврАзЭС, где техрегламент будет приниматься вслед за Таможенным союзом и вовлечет уже все 6 стран-участниц альянса.

Между тем, в отношении другого крупного участника альянса - Казахстана - у российской стороны нет опасений, так как страна занимает с точки зрения технического регулирования проевропейскую позицию и давно оперирует техрегламентами, гармонизированными с европейскими.

По мнению А.Поповичева, белорусские партнеры предлагают на сегодня вариант техрегламента по безопасности пищевой продукции, который может стать шагом назад в техническом регулировании. Однако снятие административных барьеров прежде всего необходимо для развития малого и среднего бизнеса. "У таких компаний зачастую просто нет возможности финансово обеспечить прохождение административных барьеров. Между тем, получение каждого сертификата - это большие деньги. Также они не могут содержать штат людей, которые будут заниматься оформлением необходимых документов", - пояснил А.Поповичев позицию делового сообщества РФ. При этом ужесточение регулирования, по оценке российских предпринимателей, не дает ничего потребителям и не обеспечивает рыночный контроль.

Между тем, как отметили участники заседания, в Европе давно работает система технического регулирования, которая позволяет бороться с некачественными товарами без излишней административной нагрузки.

"Главная опасность здесь - не перегрузить регламенты избыточными нормами и административными процедурами, что необоснованно затормозит расширение ассортимента и внедрение инноваций в пищевой индустрии", - считает председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров. Он упомянул, что несмотря на то, что была отменена обязательная сертификация в РФ год назад, тем не менее ситуация не ухудшилась. Снятие излишних административных барьеров, уверен он, не отразиться на уровне безопасности пищевой продукции.

Конечно, отметил Д.Петров, особого подхода требует специализированная пищевая продукция, предназначенная для больных или людей, подверженных высокому риску заболевания. Для нее планируется разработать отдельный регламент "О безопасности продуктов диетического, специального и лечебно-профилактического питания".

Сокоординатор рабочей группы по техническому регулированию и административным барьерам консультативного совета по иностранным инвестициям при председателем правительства РФ Алексей Воробев также отметил, что существующая пока процедура регистрации пищевого продукта в России и Белоруссии сложна. В России, например, приходится затратить 2 года на регистрацию смеси двух безопасных продуктов (например, напитка из смеси минеральной воды и сока). Между тем, в Германии, например, регистрация такого продукта вовсе не требуется.

Основные изменения в регламенте о безопасности пищевой продукции, проект которого в течение 2011г. должен быть разработан Россией и принят на уровне Таможенного союза, касаются процедуры оценки соответствия продукции для ее беспрепятственного допуска на рынок любой из стран, формирующих единое экономическое пространство. В частности, после принятия регламента потребуется всего один документ, подтверждающий соответствие установленным нормам, для того чтобы продукт мог попасть на полки магазинов. В настоящее время производителю приходится получать по 3-4 разрешительных документа, которые зачастую дублируют друг друга.

Регламент содержит целый ряд революционных для рынков трех стран положений, например, в части регистрации пищевой продукции нового вида. Так, новый вид продукции будет регистрироваться один раз без привязки к каждому отдельному производителю. Этот подход открывает новые возможности для инновационного развития пищевой отрасли, устанавливает четкие и ясные правила вывода продукции нового вида на рынок и четко отделяет ее от обычных инноваций пищевой отрасли, поясняют разработчики документа.

Технический регламент гармонизирует ветеринарные требования к пищевой продукции и ее контролю в ТС с европейским законодательством в части правил безопасности для продукции животного происхождения. Из всей пищевой продукции (продовольственного сырья) выделена категория непереработанного сырья животного происхождения, в отношении которого должен осуществляться ветеринарный контроль, предусмотрена ветеринарная регистрация производственных объектов, ветеринарная экспертиза готовой продукции и ее сопровождение ветеринарно-сопроводительными документами. Тем самым обеспечивается четкое разделение контрольно-надзорных полномочий между санитарными и ветеринарными службами в ТС и существенно облегчаются административные процедуры при производстве и обращении готовой пищевой продукции.

Соответствуют в проекте документа европейской практике и устанавливаемые документом правила начала деятельности пищевых производств. Изготовление пищевой продукции можно начинать в уведомительном порядке, за исключение производство продукции из сырья животного происхождения - мяса, сырого молока, птицы, которое требует получение специального разрешения.

Технический регламент также предусматривает решение болезненной для российского рынка проблемы переходных периодов, что впервые позволит пищевому бизнес-сообществу адаптироваться к новым нормативным требованиям с минимальными временными и финансовыми затратами. По оценкам экспертов, отсутствие переходных периодов ведет к прямым потерям производителей: для крупных компаний дополнительные затраты только на смену упаковки могут превышать 360 млн руб.

По данным Euromonitor, объем рынка упакованных пищевых продуктов стран Таможенного союза, которых коснется новых техрегламент по безопасности пищевых продуктов, в 2010г. составил 85,5 млрд долл. (4,37% от общего мирового оборота продовольственных товаров), где на долю России приходится 77,34 млрд долл., на долю Белоруссии - 4,12 млрд долл., Казахстана - 4,04 млрд долл.

Источник nitr.ru