english
Кодекс. Законодательство, комментарии, судебная практика
Главная страница Карта сайта Написать письмо
ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ГН,
правовые акты — всего более 17 000 000 документов
8-800-555-90-25
english

На Международном экономическом форуме государств – участников СНГ

На Международном экономическом форуме государств - участников СНГ обсудили будущее Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие единой системы технического регулирования и общего знака обращения продукции. А еще страны примерились к зоне свободной торговли, которая, впрочем, пока больше пугает потенциальных участников, чем притягивает.

Страны СНГ отметили двадцатилетие Содружества на Международном экономическом форуме, который прошел 18 марта в Москве. Участники мероприятия так и не определились с тем, какие чувства должен вызывать этот юбилей. С одной стороны, форум называется оптимистично: «20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы». С другой - как заметил первый вице-премьер России Игорь Шувалов, 20 лет назад развалилась огромная страна. Разбираясь в собственных чувствах, делегаты и приступили к работе.

Открывая форум, исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев задал оптимистичный тон встрече. Он сообщил, что совокупный рост ВВП стран Содружества за год составил 4,5%, промышленное производство выросло на 8,7%, инвестиции в основной капитал увеличились на 5,8%. Внешнеторговый оборот СНГ в прошлом году увеличился на 31%, причем в основном благодаря росту взаимной торговли.

В еще более радужных красках положение дел в Содружестве обрисовала Международная организация кредиторов, подготовившая к форуму специальное исследование. Экономика стран СНГ, по данным специалистов этой организации, выросла за десять лет более чем в шесть раз. Специалисты дали понять, что Содружество таким образом затмевает даже успехи Евросоюза, ВВП которого за этот же период увеличился всего на 1,8%.

Небольшую долю критики в фонтанирующий оптимизм внес первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Заметив, что Сотрудничество на территории СНГ является для России приоритетным и что у объединения есть реальное будущее, он все же призвал критически отнестись к тому, что удалось сделать, и поговорить о том, как трансформировать Содружеству в более эффективную форму сотрудничества.

А пока с эффективностью не очень. «Вы знаете, в структуре СНГ существует много комиссий, специальных органов, но из документов пока мало что работает», - признался в кулуарах форума один из участников мероприятия. Пока лидеры государств не проявят политическую волю к сотрудничеству в этом формате, объединение, по его мнению, эффективно не начнет работать. «У наших государств есть и другие внешние интересы. Некоторые даже формально не объявляют участие в СНГ приоритетным, другие ведут игру сразу за несколько команд», - добавил он.

Ярким примером «двойной игры», очевидно, можно признать действия Украины, которая желает одновременно принять участие в двух зонах свободной торговли - с Россией и Европой. Оценку этим действиям дал господин Шувалов. С трибуны он в мягкой форме дал понять, что Украине, вероятно, придется сделать выбор: Россия или Евросоюз. В кулуарах же он достаточно жестко объяснил журналистам, что Россия попросту может отказаться от условий режима свободной торговли с Украиной, если та заключит аналогичное соглашение с Евросоюзом. Иначе говоря, Россия рассчитывает, что торговая зона именно с ней станет приоритетной для Украины.

Пожалуй, одним из главных событий форума стало объявление о появлении наднационального органа в рамках Таможенного союза - специальной комиссии. Полноценно работать именно как наднациональный орган она начнет уже с 1 января следующего года. В этот же день начнется работа и Экономического суда ЕврАзЭС, который будет базироваться в Минске.

Другая важнейшая тема форума - создание единой системы технического регулирования на пространстве ЕврАзЭС. Все эксперты признали, что Таможенному союзу как можно быстрее нужна полноценная единая нормативная база. Но существуют серьезные трудности с ее формированием. Каждый документ требует многостороннего согласования и приведения в соответствие с требованиями национальных органов (или же изменение требований национальных органов).

О системе технического регулирования подробно рассказал замминистра промышленности и торговли России Владимир Саламатов. Он сказал, что принимать, разрабатывать и регулировать технические регламенты для всей территории Таможенного союза предстоит его обновленному наднациональному органу. По его словам, уже определены лаборатории и специальные органы, которые будут заниматься сертификацией и проверкой продукции на соответствие нормам технического регламента.

Заработать эта система, как и Единое экономическое пространство членов Таможенного союза, должна уже в 2012 году. Пока в зоне действия Единой системы технического регулирования окажутся страны Таможенного союза. Но затем, по замыслу чиновников, общие стандарты должны распространиться на все страны ЕврАзЭС.

Кстати, для участников Евразийского экономического сообщества появится и специальный знак обращения продукции, который будет свидетельствовать о том, что товар соответствует стандартам качества, заявил Саламатов. Этот знак обращения станет, по его словам, своего рода знаком качества продукции - аналогом европейского CE.

Знак обращения продукции, по словам чиновника, поможет продвижению товаров стран - участниц ЕврАзЭС. «Он должен стать узнаваемым», - заявил Саламатов. В перспективе, когда система технического регламента ЕврАзЭС будет гармонизирована с европейской, спецзнак получит широкое хождение. «На пространстве от Португалии до Камчатки», - пообещал чиновник.

Принятие первых технических регламентов, как и знака обращения продукции, запланировано на начало апреля. Все документы должна утвердить комиссия Таможенного союза. При этом дизайн знака обращения выполнен с намеком на дальнейшее расширение зоны действия. Один из вариантов знака имеет четкие ассоциации с советской символикой, сказал чиновник. Дизайнерское решение представляет собой ромб знака качества, который как бы обнимает очертания пространство ЕврАзЭС.

В кулуарах форума об общих проблемах Таможенного союза и Единого экономического пространства удалось поговорить с президентом фонда «Наследие Евразии» Еленой Яценко. Она полагает, что полноценному объединению экономик мешает большая разница их потенциалов.

«На самом деле экономики наших стран очень разные. Не у всех государств есть достаточное количество ресурсов, ренту от которых можно постоянно тратить на сиюминутные нужды и на латание дыр в экономике. Две, пожалуй, страны: Россия и Казахстан - пока не изжили родовую болезнь, которая происходит из богатств полезными ископаемыми, а именно углеводородами. К сожалению, я пока не вижу, чтобы даже мировой кризис повернул их экономики в сторону развития отраслей, которые производят товары с большей товарной стоимостью», - сказала эксперт.

Есть еще одна проблема: отсутствие надлежащей для теперешнего уровня развития инфраструктуры. «Если посмотрим на ближайших соседей России и Казахстана, на тот же Китай, мы увидим, как он скакнул за эти 20 лет в развитии экономики, инфраструктуры. Он практически переориентировал экономику на использование преимуществ для достижения своих целей. В результате мы - Россия и Казахстан - остаемся поставщиками сырья», - уверена Елена Яценко.

Причины этого в том, что слишком сильно и в России, и в Казахстане нефтяное и газовое лобби, что неудивительно: кто платит, тот и музыку заказывает. Но как результат - «все показатели экономики говорят о том, что мы не переориентировались на инновационные пути развития», сказала эксперт, как бы того ни хотелось в России, например, Дмитрию Медведеву.

А между тем скоро выборы. В Казахстане они пройдут гораздо раньше, чем в России. Соответственно, сейчас силы направлены больше в политическое русло, нежели на изменения в экономике. Однако бизнес, реальный бизнес ждет именно этих изменений, и именно в плане увеличения разрешительных мер. «Нам пора двигаться. Сидеть на газовой и нефтяной игле не просто не эффективно, но уже опасно для наших государств как субъектов международной политики», - сказала Елена Яценко.

Таким образом, 20 лет для России и Казахстана, по сути, мало что изменили в экономике - все та же ресурсная зависимость и все те же мечты об инновационном развитии. Получится ли изменить что-то в течение последующих 20 лет? Увы, экономический форум не дал ответа на этот вопрос.

Источник: nitr.ru