english
Кодекс. Законодательство, комментарии, судебная практика
Главная страница Карта сайта Написать письмо
ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ГН,
правовые акты — всего более 17 000 000 документов
8-800-555-90-25
Новая версия Программного комплекса 6.2016

Рената Ванка-Еникеева

Глава направления «Евразия и Международное техническое право» Немецкой комиссии по электротехнике (DIN)

Подписывайтесь на нас:

Саморегулирование придет по расписанию

 

Саморегулирование придет по расписанию

 

16 декабря 2009 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате прошло IX заседание Комитета по техническому регулированию и стандартизации, посвященное обсуждению нововведений в законодательство о саморегулировании, а также проблем взаимодействия участников строительного комплекса. В обсуждения приняли участие порядка 80 представителей органов государственной власти, научной и бизнес-сообщества Петербурга.

 С 1 января 2010 года заканчивается реформирование строительной отрасли, ознаменованное полным переходом от государственного к саморегулированию и заменой лицензий допусками. Готовы ли строители к новым правилам, на каком этапе находится процесс формирования и регистрации саморегулируемых организаций в строительстве (СРОС), каковы особенности страхования субсидиарной ответственности компаний-участников саморегулируемых организаций, – на эти и многие другие вопросы постарались ответить участники заседания.

 СРОС мучительно вступают в свои права. Именно так как охарактеризовал эмоциональный настрой изменений в строительной отрасли глава Комитета, президент Консорциума «Кодекс» Сергей Тихомиров. В настоящий момент в Российской Федерации официально зарегистрировано 106 СРОС. Из них 10 – в Санкт-Петербурге. Еще 75 саморегулируемых организаций удалось создать и утвердить Ростехнадзором российским проектировщикам, и 9 – специалистам в области инженерных изысканий. Из них пять проектных и одна изыскательская СРО прописаны в Северной столице.

 Сергей Григорьевич выделил три группы проблем, которые на его взгляд мешают успешному и своевременному становлению института или могут вызвать сложности реализации регулирующего механизма в дальнейшем. Во-первых, многие компании до последнего момента были уверены, что окончание переходного периода будет отложено как минимум на год или же власть продлит срок действия лицензий, но такого не произошло. Намерение высшего руководства страны завершить переход к саморегулированию к 1 января 2010 года подтвердил недавно вышедший Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 273-ФЗ от 25 ноября 2009 года. 

 В конце нынешнего года Минрегионразвития России официально заявил о пересмотре и существенном сокращении перечня работ, требующих допуска саморегулируемых организаций. В настоящее время готовится проект приказа, однако вероятнее всего до 1 января такой приказ издан не будет. «Это создает определенную неопределенность для компаний, по тем или иным причинам не успевшим получить соответствующие допуски», – подчеркнул глава Комитета.

 Вторая группа проблем – практическая реализация саморегулирования. Новый институт – новые проблемы. СРО требует взаимодействия разных участников, какие проблемы это может вызвать, пока невозможно предсказать, считает Сергей Тихомиров.

 Вызывает некоторые опасения и затяжной характер реформирования строительной нормативной базы. «Мы несколько лет находимся в ожидании двух основополагающих для отрасли технических регламентов – «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий», однако определенности ни по срокам их выхода, ни по требованиям, которые будут прописаны в них, нет как нет. В конце ноября Дмитрий Анатольевич Медведев высказал обоснованную критику достижений реформы технического регулирования и предложил упростить систему принятия регламентов и усилить влияние зарубежных стандартов. Данные поправки должны внести ясность и поставить точку в спорах между ее сторонниками и противниками», – выразил надежду С.Тихомиров.

 О страховании членов некоммерческих партнерств и СРО в период подготовки и перехода строительного комплекса к саморегулированию рассказал председатель Координационного Совета по страхованию в строительном комплексе Общественного совета по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга Анатолий Кузнецов. 

 Требование к страхованию ответственности членов СРО носит добровольно-побудительный характер, однако многие саморегулируемые организации предпочли для себя именно данную схему, как позволяющую существенно сократить размер взноса в компенсационный фонд. «Страхование риска – это удобный механизм, который позволяет вам, оплачивая страховые взносы в размере от 20 до 100 тыс. рублей, в зависимости от лимита ответственности, работать с рисками находящимися в диапазоне от 2 до 25 млн. рублей», – подчеркнул Анатолий Сергеевич. 

 Докладчик отметил, что для нашей страны это новый вид страхования, который влечет за собой новые ситуации и требует выработки новых решений: «В настоящее время мы активно работаем по созданию программ и схем для страхования субсидиарной ответственности».

 Генеральный директор Некоммерческого партнерства «Строители Петербурга» Сергей Фролов заострил внимание на изменении концепции технического регулирования и подчеркнул, что строители в большинстве своем изначально были настроены против того, чтобы закон о техническом регулировании применялся к строительной отрасли: «Минимальные требования по безопасности не могут носить добровольный характер, а принцип осуществления государственного надзора на стадии обращения продукции на рынке не соответствует специфике строительства. Существующая система, когда регламенты вводятся в статусе федеральных законов, обрекает отрасль на запаздывания, т.к. для внесения изменений в документы такого рода требует длительного времени». 

 Порядку осуществления государственного строительного надзора на период перехода строительной отрасли к саморегулированию посвятил свое выступление ведущий специалист Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Олег Тимощук. Докладчик отметил, что Служба с удовлетворение встретила проект изменений в Приказ Минрегиона РФ№ 274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», т.к. он «снял многие вопросы». 

 Представитель надзора подчеркнул, что с 1 января и до даты выхода приказа с изменением, за осуществление работ, входящих в перечень, утвержденный приказом №274, без соответствующего допуска на нарушителей будет возлагаться административная ответственность.

«Мы живем в эпоху нескольких реформ, главная проблема которых – их слабая проработка», – сказал Николай Вильчур, руководитель международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». Николай Робертович обратил внимание собравшихся на тот факт, что, установив субсидиарную ответственность членов СРО, законодатель не указал, с какого момента такая ответственность возникает: «Не ясно, несет ли СРО ответственность по объектам своих членов, которые были построены после вступления в организацию, или за все объекты своих участников. Кроме того, возможны ситуации, когда строительная компания прекратила свою деятельность, когда деятельность прекратила СРО, при этом также непонятно, кто несет ответственность за уже возведенные проекты». Но самая сложная ситуация – переход компании из одной СРО в другую. «На Западе, вы можете выйти из СРО, забрав с собой ваш взнос в компенсационный фонд. В России если вы выходите из состава, взнос остается в фонде организации», – отметил докладчик. Третья проблема – распределение ответственности между СРОС и СРО проектировщиков. «Как определить, чья ошибка в конечном счете привела к инциденту, если имела место целая серия недоработок как с одной так и с другой стороны?», – задается вопросом г-н Вильчур.

 О проблемах и технологиях информационной поддержки деятельности саморегулируемых организаций рассказали представители Информационной сети «Техэксперт»: начальник отдела маркетинга и PR Игорь Мелешкин и руководитель отдела менеджмента продуктов Александра Макеева. В своем выступлении докладчики представили слушателям как некоммерческие продукты сети (Информационный канал «Техэксперт» в области технического регулирования), так и платные специализированные системы: новинку «Помощник юриста. Строительство. Саморегулирование» и бестселлер на протяжении 10 лет – систему «Стройэксперт».

 «Саморегулирование в строительстве – знаковый институт. Да, вопросов к нему пока больше, чем ответов. Да, участникам строительного рынка по-прежнему не хватает информации о механизмах реализации саморегулирования и процессах, проходящих в сфере реформы технического регулирования. Существующая нормативная база в области строительства все еще находится в процессе формирования. Однако уже сегодня саморегулирование – становится данностью», – подвел итог обсуждению Сергей Тихомиров.

 

Контактные лица: Ирина Филиппова (тел. (812) 719-86-45 доб. 182)

Анастасия Казанская (тел. (812) 740-78-87 доб. 551)